Самый безбашенный швед. Strv 103

Так изначально выглядел Strv S, август 1959 года

Во Второй мировой войне Швеция не участвовала. Но ни страны, оккупированные Германией, ни Советский Союз в глазах её жителей не были соседями, которым можно доверять. Поэтому шведы развивали свои бронетанковые силы настолько активно, насколько могли. Правда, в послевоенный период страна всё равно вошла в состоянии «танкового голода». Старые разработки на фоне техники потенциального противника были слабоваты, новых удачных машин пока разработать не получалось.

Только в 1959 году конструктор Свен Берге переломил ситуацию, создав машину, ставшую визитной карточкой шведского танкостроения второй половины ХХ века. Немного позднее она стала известна как Strv 103. Вот лишь небольшая часть особенностей этой машины: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, активная подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). Strv 103 не появился сам по себе, по наитию. Значительная часть компонентов, из которых потом «сложили» этот танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых машин. Попробуем проследить, как шведы собирали этот «индустриальный конструктор».

Минус башня

В 1956 году Свен Берге впервые задумался над идеей танка с безбашенной компоновкой. Причём он предложил не только убрать башню, но и в принципе лишить орудие подвижности. Роль башни должен был выполнять весь танк. Для этого использовалась активная подвеска, позволявшая наводить орудие по вертикали движением всего корпуса, «приседая» или задирая нос.

Свен Берге, создатель Strv 103 На разработку концепции Берге потратил одни выходные, которые он провёл на рабочем месте. Уже в понедельник инженер показал свои наработки коллегам из KATF (Департамента вооружений Королевской армии). Те пожали плечами, и только Эрик Гиллнер, непосредственный начальник Берге, проявил интерес и, несмотря на скепсис прочих инженеров, решил включить удивительную машину в общий план. Танк получил обозначение Strv S.

В работах над Strv S поначалу задействовали переоборудованную соответствующим образом самоходную установку Ikv 103. Позже, весной 1959 года, в качестве испытательного стенда использовали переоборудованный Medium Tank M4A4. На обеих машинах прорабатывалась сама возможность наводить пушку только при помощи корпуса. Использование подобных лабораторий позволило свести к минимуму затраты: на отработку концепции Strv S конструкторы потратили всего 5000 шведских крон.

Новый танк разрабатывался в рамках долгосрочной программы перевооружения, охватывающей период с 1965 по 1975 год и имевшей чудовищный для Швеции бюджет — полмиллиарда крон. О том, что тема Strv S окончательно была утверждена, лишний раз говорит подача Свеном Берге 2 мая 1958 года заявки на патент системы активной подвески. Авторское свидетельство номер US2966828 он получил 3 января 1961 года.

Танк S обретает облик

Разработкой Strv S занималась компания Bofors, а не Landsverk, хотя последняя приняла участие в работах. Общее руководство осуществляли KATF и лично Свен Берге. Первые концептуальные наработки фирма представила Департаменту вооружений в октябре 1958 года.

Полноразмерный макет Strv S, 1960 год. В таком виде танк позже изготовили в металлеСамым интересным элементом конструкции на раннем этапе разработки оказалось собственно вооружение. Заказчики сделали Bofors замечание о том, что 105-мм орудие, которое компания разрабатывала для перспективного танка KRV, обладает недостаточным бронепробитием. Фирма приняла меры, разработав пушку с более длинным стволом. Благодаря этому начальная скорость бронебойного снаряда достигла 1100 м/с, а подкалиберного — 1455 м/с. Кстати, шведы по-прежнему считали, что орудие башенного танка должно быть оснащено автоматом заряжания.

Первый эскизный проект Strv S Bofors представила в начале августа 1959 года. Уже по нему становилось понятно, что конструкция танка получится неординарной. Как и на первых эскизах Свена Берге, танк имел клиновидную форму корпуса. В носовой части располагалось моторно-трансмиссионное отделение, причём с самого начала шведы решили, что силовая установка должны быть комбинированной. В неё входили дизельный двигатель и газовая турбина.

Вооружение Strv S тоже выглядело необычно. Пушка, неподвижно закреплённая в корпусе, была оснащена автоматом заряжания, который питался от нескольких магазинов в кормовой части танка. Согласно требованиям, боезапас оценивался в 50 выстрелов. Основная проблема на этапе проектирования оказалась в самой пушке: она была очень длинной, целых 7 метров

Свен Берге стал срочно проектировать специальное ограждение, которое защитило бы орудие от столкновения с землёй и различными препятствиями.

Испытания Strv S1, лето 1961 года. Для секретности корпус обшит листовым металломПосле обсуждения проекта, проходившего в августе 1959 года, конструкторы решили, что надо отказываться от слишком длинного орудия. Наиболее простой заменой оказалась английская 105-мм пушка L7, Правда, шведы решили не использовать её в исходном виде, а запустили разработку собственной пушки на базе английского орудия.

Было также много замечаний по танку в целом. В итоге танк сильно перепроектировали. В августе 1960 года был представлен переработанный вариант машины. Её боевая масса выросла на 4 тонны. Корпус «вытянулся» в длину почти на метр, а в высоту — на 15 сантиметров. За счёт этого шведы смогли уменьшить вылет ствола за габариты танка до 2 метров. Но опасения по поводу высокой вероятности повреждения ствола о препятствия остались, так что инженеры предусмотрели установку специального защитного ограждения. Число курсовых пулемётов увеличилось до четырёх (!); инженеры собирались устанавливать их на верхнем лобовом листе.

На этом доработка Strv S не остановилась. Параллельно шведы стали конструировать гидропневматическую подвеску, более компактную и простую, чем старая. К концу 1960 года облик Strv S наконец-то сформировался окончательно. Проведённые испытания развеяли опасения насчёт того, что танк будет цеплять стволом препятствия. Построенный полноразмерный макет уже не имел защитного ограждения. Именно в таком виде танк и утвердили к постройке.

Согласно контракту, который KATF заключил c Bofors в ноябре 1959 года, разработка Strv S подразумевала изготовление двух опытных образцов. Оба предполагалось построить в 1961 году. Бюджет программы безбашенного танка составил 15 миллионов шведских крон. Сумма очень внушительная, но стоит иметь в виду, что с ценами военного периода эти деньги сравнивать нельзя. Примерно столько же Швеции стоили меньше двух десятков английских «Центурионов».

Бронированная удача шведских конструкторов

2 января 1961 года Свен Берге утвердил план развития обоих образцов своего танка. 9 февраля 1962 года Bofors представил эскизный проект танка установочной партии. Машина вновь получила ограждение орудия и дульный тормоз, но эти изменения отнюдь не были главными. По нескольким причинам конструкторы были вынуждены переделать корпус танка. Его высота по крышу выросла до 1900 мм, а главное — изменилась сама форма корпуса. Не в последнюю очередь это произошло ввиду того, что на танк решили ставить водоходное оборудование.

Strv 103 с разложенной системой для преодоления водных преградИдею с ОПВТ (оборудованием подводного вождения танка), которую испытывали на Strv m/40 и Strv m/42, признали неудачной. Вместо неё шведы разработали систему, очень похожую на ту, которую Николас (Миклош) Штраусслер создал в годы Второй мировой войны. Танк получил раскладную коробчатую конструкцию, обеспечивавшую ему плавучесть. Стоит отметить, что управлять танком могли все три члена экипажа, а наводить и стрелять — двое: командир и механик-водитель. Параллельно был предложен и второй вариант переделки танка, который не имел ни дульного тормоза орудия, ни защитного ограждения. Его и приняли в исполнение.

Дальнейшие исследования и испытания привели к тому, что облик Strv S нулевой серии постепенно менялся. Конечно, про новый корпус речи уже не шло, но ряд мелочей переделали. Изменённая командирская башенка получила одновременно и турельную установку ручного пулемёта. От идеи ещё двух курсовых пулемётов конструкторы отказались окончательно, вместо них сделали ящик ЗИП. Дополнительные ящики ЗИП разместились на корме. По ходу продвижения разработки танка к нему стали проявлять интерес в других странах. К примеру, получить Strv S на испытания хотела Великобритания. А с Норвегией все зашло ещё дальше: в 1966 года эта страна изъявила желание закупить себе такие машины. Впрочем, как раз в это время шли испытания Leopard 1, и в итоге норвежцы выбрали именно их.

В марте 1966 года работы над улучшением Strv S наконец-то закончились. Через год,7 сентября 1967 года, танк приняли на вооружение шведской армии. Он получил обозначение Strv 103, хотя в документах Bofors ещё некоторое время продолжал обозначаться как Strv S.

У серийной машины было немало отличий от предсерийных танков. Конструкцию ящиков в лобовой части корпуса, где находились курсовые пулемёты и ЗИП, изменили. Переделали также светотехнику и её ограждение. Рост боевой массы также не был случайным: это произошло за счёт усиления бронирования. Кстати, танки первой серийной модификации так и не получили оборудование для преодоления водных преград.

Серийные Strv 103 на ученияхИменно на танках первой серии шведы начали обкатывать ещё одно ноу-хау. В поисках методов дополнительной защиты ещё в 1966 году в Швеции начали разработку противокумулятивных экранов. В дальнейшем они трансформировались в весьма необычную систему из штырей, которые вставлялись в переднюю оконечность корпуса. Эта система эффективно боролась с кумулятивными снарядами. Конструкцию приняли на вооружение, но при этом засекретили, гриф сняли только в 1992 году.

По итогам эксплуатации Strv 103A был составлен список изменений, который реализовали в более поздней машине — Strv 103B. Этот танк стал основным в серии — всего их изготовили 220 штук. Поставки начались в 1970 году, примерно в это же время до уровня Strv 103B стали доводить ранее выпущенные Strv 103A. Окончательно шведская армия была укомплектована Strv 103 к концу 1971 года.

О том, насколько удачной машиной получился Strv 103, свидетельствует срок его службы. С вооружения эти танки стали снимать только в 1997 году, то есть прослужили они 30 лет. Безусловно, машину не раз модернизировали, но факт в том, что плохой танк столько времени в армии не продержится. Остаётся только поаплодировать Свену Берге, доказавшему, что танк и без башни может быть отличной боевой машиной.

Автор текста — Юрий Пашолок
  1. http://www.ointres.se/pansar.htm.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz.
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  5. http://tanks.mod16.org.

Автор выражает большую признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (Karl Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.