Путь скандинавской брони. Часть 1

О том, что у Швеции есть собственное танкостроение, в Европе мало кто догадывался вплоть до середины 30-х годов прошлого века. Всё изменилось в 1935 году, когда эта страна разработала и показала первый в мире серийный танк с торсионной подвеской. Не остановившись на достигнутом, Швеция создала до конца Второй мировой войны ещё несколько неплохих танков. Правда, после 1945 года шведы сильно потеряли темп, хотя и не нарочно. Слишком быстро менялись танки в других странах, слишком много технических проблем приходилось решать конструкторам. В итоге очередной шведский серийный танк появился только через 20 лет после войны.

Шведская танковая школа всегда была одной из самых интересных в мире. И вот настало время ей прийти в World of Tanks. Перед вами — первый из двух материалов, рассказывающих краткую биографию новых обитателей мира танков.

Strv fm/21

Условия Версальского договора запрещали Германии, проигравшей Первую мировую войну, строить и проектировать танки. Выходом из положения для немецких конструкторов стала работа на другие страны, в частности — на Швецию. В 1921 году Германия продала туда 10 лёгких танков LK-II. Чтобы соблюсти букву Версальского договора, машины вывезли разобранными.

В Швеции их собрали заново и дали обозначение Strv fm/21 (Stridsvagn — шв. «танк»). Так появились первые шведские танки. Strv fm/21 состояли на вооружении шведской армии достаточно долго. К концу 20-х годов их двигатели сильно износились, так что танки пришлось модернизировать. «Обновлённую» модификацию назвали Strv m/21-29. Часть танков получила радиостанции, также для них разрабатывали проекты оснащения их пушками. Окончательно Strv m/21 сняли с вооружения только в 1939 году.

Strv m/38

Над собственным танком шведы начали работать в 1927 году. Положительного результата пришлось добиваться целых восемь лет, пока конструкторы компании Landsverk по заказу Ирландии не разработали танк L-60. Появившись в 1935-м, машина вызвала интерес и у других стран. Для своего времени танк был довольно продвинутым: в частности, в нём впервые в мире использовалась торсионная подвеска.

Шведские военные в целом одобрили концепцию L-60, но при этом потребовали внести в его конструкцию некоторые изменения. Так в 1937 году на свет появился L-60-S, оснащённый шведским двигателем и 37-мм пушкой отечественного производства. 10 сентября 1937 года, после испытания, танк приняли на вооружение как Strv m/38. Он стал первым танком шведской разработки, запущенным в относительно крупную серию. Позже была выпущена улучшенная версия машины, получившая обозначение Strv m/39. Принципы, заложенные в Strv m/38, стали в дальнейшем основой для разработки остальных шведских танков военного периода. Удачные технические решения и грамотно проработанная конструкция стала источником долголетия Strv m/38. Эти танки прослужили в шведской армии более полутора десятков лет.

Strv m/40

К лету 1940 года нейтральная Швеция оказалась в окружении соседей, которые либо находились в союзнических отношениях с нацистской Германией, либо были ей оккупированы. В ответ на это усложнение международной обстановки в конце 1940 года стартовала программа перевооружения шведской армии.

В октябре 1940 года компания Landsverk получила заказ на улучшенный вариант танка, получивший обозначение Strv m/40. Ещё одну партию военные немного позднее заказали фирме AB Karlstads Mekaniska Werkstad (KMW). Технически эти машины немного различались между собой, поэтому им были присвоены дополнительные буквенные обозначения — «L» и «K» соответственно. Strv m/40L впоследствии были модернизированы: на них установили экраны, которые увеличили толщину лобовой брони до 50 мм. В шведской армии Strv m/40 прослужили до 1957 года. В том же 1957 году 25 танков было продано в Доминиканскую Республику, где три года спустя они впервые поучаствовали в боевых действиях.

Landsverk LAGO

Успешно выступив с танком L-60 на экспортном рынке, компания Landsverk решила, что это направление надо развивать дальше. В 1936 году началась разработка среднего танка, получившего внутреннее обозначение LAGO. Первый вариант машины был готов в октябре 1938 года.

Танк, основным потенциальным покупателем которого должна была стать Венгрия, весил 15 тонн. Машина имела броню толщиной 34 мм, пушку калибра 47 мм и два двигателя, таких же, как у Strv m/38. Получился вполне современный средний танк с подвижностью лёгкого.

Проблемой стало то, что с 1939 года венгры стали присматриваться к чехословацкому танку Škoda Š-II-c (T-21). Шведы попытались улучшить LAGO. Новый вариант танка имел боевую массу 17 тонн и увеличенную толщину брони (до 50 мм). Шведы представили его в июне 1940 года. Увы, но тогда же в Венгрию прибыла на испытания конкурирующая машина «Шкоды». В августе венгры сделали выбор в пользу чехословацкого танка. Впрочем, ресурсы, потраченные на работу над LAGO, не пропали зря: позднее на его базе шведы разработали Strv m/42.

Strv m/42

В апреле 1941 года командование Королевской армии Швеции начало разработку тактико-технических требований к тяжёлому танку. Он должен был стать дополнением к лёгким Strv m/40. Разработку нового танка взяла на себя Landsverk, предложившая развитие экспортного среднего танка LAGO.

Работы над машиной, обозначенной LAGO II, начались в июне 1941 года. Первоначально танк должен был иметь боевую массу 20 тонн и пушку калибра 57 мм. Уже в сентябре 1941 года опытный образец LAGO II вышел на испытания, а 19 декабря 1941 года военные заключили с Landsverk контракт на постройку 100 танков. Машину приняли на вооружение как Strv m/42. Вместо 57-мм пушки она получила 75-мм орудие с длиной ствола 31 калибр.

Вторым подрядчиком при постройке Strv m/42 стала фирма Volvo. Когда сотрудники готовили производство танка, оказалось, что в наличии есть всего 100 электромеханических коробок переключения передач. Кроме того, Volvo предложила использовать вместо двух двигателей один, но своего производства. В результате Strv m/42 выпускался сразу в трёх вариантах: LAGO II, LAGO III и LAGO IV, с тремя типами КПП и двумя типами силовых установок. Всего построили 282 танка данного типа, которые прослужили до середины 50-х годов ХХ века. После этого машины со спаренными двигателями переделали в танк Strv 74, а танки с двигателями Volvo — в самоходную установку Ikv 73.

Strv 74

К середине 50-х годов шведская армия оказалась в очень непростом положении. Многие танковые разработки зашли в тупик, за 10 лет не было выпущено ни одной новой боевой машины. Шведы решили, что временным выходом может стать глубокая модернизация уже существующих танков. Среди остальных машин для этого лучше всего подходил Strv m/42.

Компания Landsverk предложила несколько вариантов улучшения конструкции данного танка. Один из них подразумевал установку башни от французского AMX-13, но со шведским вооружением, второй вариант предполагал создание собственной башни. В итоге именно он был признан наиболее подходящим.

В сентябре 1955 года был подготовлен эскизный проект новой башни. В неё установили длинноствольное орудие калибра 75 мм, а сама башня стала трёхместной. Одновременно из корпуса убрали место пулемётчика, а шасси модернизировали. В феврале 1956 года на испытания вышли два опытных танка, по их итогам модернизацию Strv m/42 утвердили под обозначением Strv 74. Переделку старых танков под новый стандарт начали в начале 1957 года, всего подобным образом переделали 225 машин. На вооружении они продержались до 1984 года.

Leo

В июне 1943 года шведские военные специалисты смогли изучить в Финляндии трофейный советский средний танк Т-34. Выводы оказались неутешительными. Даже лучший на тот момент шведский танк Strv m/42 почти во всём проигрывал советской машине. Шведы запустили программу по разработке нового среднего танка 30-тонного класса на базе Strv m/42. Машина, первоначально называвшаяся Pricken, позже была переработана и переименована в LS-46. Но эта разработка в конечном счёте зашла в тупик.

В 1947 году шведы снова начали изобретать замену Strv m/42. Поскольку в разработке приходилось ориентироваться на его базу, пришлось снижать боевую массу перспективного танка с 30 до 25 тонн. Новую машину назвали Leo («Лев»). Корпус, по сравнению с Strv m/42, немного удлинили, ширина машины достигала 3 метров. Толщина брони во многом совпала с предшествующим LS-46: в лобовой части корпуса она варьировалась от 30 до 70 мм, а во лбу башни — от 55 до 70 мм. При использовании самого мощного двигателя от Strv m/42 EH удельная мощность Leo составляла 16,4 л. с. на тонну. Максимальную скорость разработчики оптимистично оценивали в 55 км/ч, хотя даже менее тяжёлый Strv m/42 EH быстрее 45 км/ч не ехал. Дальше стадии эскизного проекта Leo не продвинулся.

EMIL I

Узнав о том, что на вооружении Советской армии состоит тяжёлый танк ИС-3, шведы встревожились: даже предварительные расчёты показывали, что любые проекты шведских перспективных танков безнадёжно устарели по сравнению с советским тяжеловесом.

8 ноября 1950 года Швеция разработала спецификацию на 25-тонный танк со 105-мм пушкой. Концепция долго не прожила, так как шведы узнали, что Франция ведёт работы над средним танком AMX M4 (он же AMX 50). Шведских инженеров настолько увлекла идея с качающейся башней, что они своими руками до неузнаваемости «перекроили» изначальный замысел.

Эскизный проект нового танка, названного EMIL, был подготовлен к началу сентября 1951 года. Он оказался совсем не похож на то, что шведы делали доселе. Относительно короткий и низкий танк с качающейся башней должен был иметь боевую массу 28 тонн. В качестве силовой установки предлагался оппозитный 8-цилиндровый двигатель SFA мощностью 550 л. с. С таким мотором EMIL теоретически должен был разгоняться до 55 км/ч. В качестве вооружения предполагалась 120-мм пушка с автоматом заряжания. Также танк мог похвастаться мощным бронированием в лобовой проекции и большими углами склонения орудия.

EMIL был интересной машиной, но так и остался на бумаге, пав жертвой растущих аппетитов шведских военных.

EMIL II

EMIL недолго прожил в своём первоначальном облике. Вслед за растущими требованиями военных его стали дорабатывать и изменять.

E1 — первый вариант переделки EMIL, предусматривал установку 120-мм пушки при длине корпуса танка 6,4 м и боевой массе 35,5 тонны. Е2 становился на 100 мм шире и выше, что позволяло установить на него более мощные двигатели AV-1195 и AVS-1195. 120-мм пушки на нём не предусматривалось, выбирать можно было между калибрами 105 и 150 мм. Боевая масса варьировалась от 34,1 до 39,2 тонны, а скорость, в зависимости от двигателя, от 45 до 55 км/ч. Выросло и бронирование — до 145 мм в корпусе и 170 мм в башне.

EMIL E3 оказался самым большим и тяжёлым. Длина корпуса выросла до 6,7 метра, а высота и ширина, по сравнению с EMIL E2, увеличились ещё на 10 сантиметров. Боевая масса варьировалась от 36,4 до 41,8 тонны, кроме того, выросла толщина бортовой брони. Более мощный мотор теоретически позволял танку развивать максимальную скорость 60 км/ч. Именно этот вариант шведы решили довести до серийного производства.

Kranvagn (KRV)

По документам компании Landsverk проект EMIL E3 проходил как… танкетка. Работы над машиной в целом завершились к концу 1954 года. При этом в конструкцию танка было внесено ещё некоторое количество изменений.

Согласно дальнейшим планам, к маю — июню 1956 года шведы предполагали построить два корпуса для опытных образцов. Фактически заказчики дали добро на постройку одного, главным образом потому, что компания Bofors, работавшая над орудием, понемногу стала заходить в тупик. Военные считали, что 105-мм пушка для перспективного танка слабовата, а с боеприпасами для 150-мм орудия было много нерешённых проблем. Вдобавок в 1954 году инженеры «Бофорс» никак не могли справиться с недостатками системы стабилизации.

В 1956 году проект перспективного шведского тяжёлого танка наконец-то получил своё имя, с которым и вошёл в историю. Машину назвали KRV, или Kranvagn («Автокран»). Через год началась сборка опытного образца, который в октябре отправился на испытания. В целом у шведов получилась действительно неплохая машина, сочетавшая в себе мощное лобовое бронирование и довольно высокую подвижность. Увы, но ни орудия, ни башни для проекта так и не успели подготовить — в основном поэтому программу KRV и закрыли. А наработки по ней позднее пригодились для танка Strv S.

Автор текста — Юрий Пашолок
  1. http://www.ointres.se/pansar.htm
  2. http://ftr.wot-news.com
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster)
  5. http://tanks.mod16.org

Автор выражает большую признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (Karl Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.