Chrysler K. Ещё один «тяжёлый» проект

В годы Второй мировой войны американцы строили вполне удачные образцы средних и лёгких танков. На их базе затем проектировали не менее удачные самоходные артиллерийские установки. Единственной областью, в которой американские инженеры потерпели поражение, оказалась разработка тяжёлых танков. Из всех проектов и опытных образцов армия США приняла на вооружение только Heavy Tank M6, да и то вскоре военные отказались от его использования.

В 1944 году союзники впервые «налетели» на немецкий Tiger II, и отрасль несколько встряхнулась. Но времени до конца войны оставалось совсем мало, так что ни одного американского «тяжеловеса» на фронте не появилось. А разгром Германии затормозил программы тяжёлого танкостроения ещё больше. И так было до тех пор, пока в сентябре 1945 года на совместном параде в Берлине союзники не увидели новейший советский танк ИС-3. Настроение, которое он вызвал у западных союзников, вряд ли можно назвать паникой. Скорее — сильным беспокойством. А беспокойство и бурная деятельность очень часто идут рука об руку.

ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК CHRYSLER K

Поговорим о проекте, не столь известном, как программа Т29/Т30. А конкретно — о разработке танкового подразделения компании Chrysler Corporation. Танк, называвшийся Chrysler K, подали на рассмотрение в мае 1946 года. В работе над ним конструкторы частично опирались на требования к тяжёлым танкам, которые обсуждались в США на протяжении 1945–1946 годов.

Инженеры «Крайслера» установили для себя предел массы танка по нижней планке требований — до 54,5 тонн. Это была непростая задача, потому что требования к танку по защите ужесточились. Конструкторам пришлось действовать нестандартно, и машина у них тоже получилась очень неординарной.

Первое, что бросалось в глаза, — схема расположения боевого отделения. Его разместили в кормовой части корпуса, тем самым заметно сократив длину танка. Но гораздо интереснее было другое: из конструкции Chrysler K убрали отделение управления. Механик-водитель и остальные три члена экипажа размещались в башне. Такая экстравагантная система впервые была опробована на другом прототипе — Medium Tank T23. Благодаря использованию электротрансмиссии этим средним танком можно было управлять как из башни, так и снаружи, с помощью специального пульта.

Благодаря переносу отделения управления в башню, конструкторы смогли рациональнее разместить агрегаты моторно-трансмиссионной группы танка. На Chrysler K, как и на Т23, тоже должна была использоваться электрическая трансмиссия. Конструкторы разместили её в передней части танка, как и ведущие колёса.

Реконструкция внешнего вида Chrysler K

Приводить Chrysler K в движение должен был пока ещё неопределённый двигатель мощностью 1200 лошадиных сил. Динамические характеристики машины неизвестны, однако если учесть, что удельная мощность на тонну составляла 20 лошадиных сил, то они точно должны были превосходить аналогичные характеристики серийного танка М26 Pershing. Общее построение ходовой части походило на прототипы Т29/Т30, правда, гусеничные траки у Chrysler T были шире. Существенная разница наблюдалась в расположении ведущих колёс, также инженеры «Крайслера» отказались от использования поддерживающих катков. Подобная схема была характерна для немецкой школы танкостроения на позднем этапе Второй мировой войны.

Корпус и башня прототипа не вписывались в каноны американского танкостроения. В отличие от других американских тяжёлых танков, корпуса которых имели литые лобовые детали, корпус Chrysler K должен был быть сварным. Под рациональными углами наклона располагались не только лобовые, но и бортовые листы корпуса. Благодаря удачному расположению внутреннего пространства танка, конструкторы смогли существенно нарастить толщину бронезащиты. По проекту толщина лобового листа должна была составлять 178 мм, а бортовых — 76 мм. Такой толстой лобовой брони не было ни у одного американского танка (не считая САУ Т28/Т95). Башня непривычной для танков США полусферической формы получила броню той же толщины.

По части основного вооружения Chrysler K ничем не отличался от других американских тяжёлых танков своего времени. Из трёх вариантов орудий (калибра 105, 120 и 155 мм), конструкторы остановились на самом лёгком. Это было 105-мм орудие Т5Е1, которым оснащались тяжёлые танки М6А2Е1, Т29 и Т28/Т95. Одной из причин такого выбора стало наличие в экипаже всего одного заряжающего. А чтобы упростить ему работу, инженеры решили использовать концентрическое расположение боекомплекта.

А вот вспомогательное вооружение Chrysler K было намного интереснее. Ещё с 30-х годов ХХ века американские военные питали слабость к курсовым пулемётам. Их ставили на лёгкие и средние танки целыми батареями. На Chrysler K эту идею воплотили на новом техническом уровне. В лобовой части корпуса должны были находиться два пулемёта Browning M1919A4. А по углам кормовой части корпуса конструкторы предполагали поставить турели с крупнокалиберными пулемётами Browning M2HB с дистанционной системой управления. Компания General Electric разработала её для бомбардировщиков Boeing B-29, а на танке должен был работать адаптированный вариант. Можно предположить, что эффективность этой системы вряд ли показала худшие результаты, чем ведение огня по трассерам, как это обычно было у курсовых пулемётов.

Судьба у Chrysler K оказалась несчастливой. С 1946 года США продолжали постепенно урезать финансирование военных программ. Это коснулось и танков. В этих условиях проект Chrysler Corporation, который требовал серьезных вложений в разработку многих систем, включая электрическую трансмиссию, силовую установку и систему управления огнём, оказался не нужен.

Кроме того, по итогам испытаний американские военные остановили свой выбор на 120-мм орудии T53, которое оказалось слишком большим для Chrysler K. По этой причине работы над танком дошли только до стадии макета и технического проекта.

Автор текста — Ю. Пашолок

Источники:

  1. Ю. Пашолок. Размышления на тяжёлую тему.
  2. Материалы NARA.
  3. Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
  4. Материалы ЦАМО РФ.
  5. Материалы РГАКФД.